Мониторинг экономики Беларуси
Домохозяйства
На этой странице представлены ожидания и настроения домохозяйств Беларуси в декабре 2021-го, апреле, августе и ноябре 2022-го, а также марте и июне 2023-го года. Данные получены в результате онлайн-опросов городских жителей Беларуси возраста 18-64 лет, выборка соответствует структуре городского населения Беларуси и скорректирована по полу, возрасту и месту жительства. Индекс потребительской уверенности дает представление о будущем развитии потребления и сбережений домохозяйств, основан на их текущих оценках и прогнозах своего финансового состояния и экономики страны, а также склонности покупать товары долгого пользования. Он рассчитывается по методикам, используемым Росстатом и Евростатом.
Подписка на мониторинг
Как и прежде, самый большой негативный вклад вносит компонент текущей оценки состояния страны. В оценках будущего развития экономики негатива чуть меньше, но 27% респондентов не определились с прогнозом. Оценки личного благосостояния, как текущего, так и будущего, значительно лучше оценок состояния экономики страны. Однако лишь 15% населения в июне 23-го считают, что сейчас хорошее время для крупных покупок, что отражает определенный уровень потребительской депрессии.
Область значений индекса потребительской уверенности в июне находилась в отрицательной зоне во всех группах за исключением работников индустрии сельского и лесного хоз-ва, а также людей в возрасте 18-24 лет; положительная зона компонента ожиданий будущего страны характера также для упомянутых категорий + жителей городов, в которых проживает менее 30 тыс. человек.
В группах по возрасту наименьшими пессимистами в текущем и будущем являлась молодежь в возрасте 18-24 лет, в региональном разрезе - самые пессимистичные проживают в Минске. В зависимости от доходов хуже всего себя ощущают, ожидаемо, люди с низким уровнем дохода, а главными пессимистами относительно будущего традиционно становятся люди с высоким доходом.
Беларусы с высшим образованием оценивают гораздо хуже как компонент будущего, так и текущий индекс потребительской уверенности. В разрезе сферы деятельности работники промышленности сместили с позиции «самых оптимистичных» работников сельского хозяйства; работники сферы IT, как и прежде, являются главными пессимистами.
Сотрудники частных предприятий всё так же более пессимистичны, чем сотрудники государственных предприятий.
Значение индекса потребительской уверенности, включающего 5 компонентов, в июне 23-го составило -10,2% в Беларуси и -14,7% в России. После значительной просадки индекса во 2-м квартале 2022 потребительские ожидания и настроения продолжают своё восстановление, по сравнению с прошлым кварталом индекс в России вырос на 2,9 п.п., в Беларуси – на 6,4 п.п.: в 2,2 раза больше, чем российский.
В Евросоюзе индекс потребительской уверенности (consumer confidence indicator) рассчитывается без учета компонента о текущем состоянии экономики, что существенно улучшает значение индекса для Беларуси. В декабре, несмотря на это улучшение и возврат к локдаунам во многих странах ЕС, индекс потребительских настроений Беларуси был ниже большинства стран Евросоюза, однако в период после начала вторжения России в Украину индексы всех стран за исключением Турции значительно ухудшились (смотреть направления и длину стрелок на графике), в то время как индекс Беларуси ухудшился только на 4.3 п.п., что позволило ей попасть в топ-5 стран с наименьшим снижением индекса. В августе 22-го падение в Европе продолжилось, а Беларусь увеличила свой индекс на 4.4 п.п. и стала одной из самых оптимистичных стран Европы. В ноябре 22-го индекс улучшился до -15.0%, что является 3-им абсолютным результатом в Европе: лучше было только у Литвы (-9.2%) и Черногории (-8.6). В марте 2023-го индекс составил -13,3%: рост оказался не столь значительным, что переместило Беларусь на 7-е место по значению индекса среди стран Европы. В июне 2023-го индекс вырос на 5.1 п.п. и составил -8.2%.
Доля людей, которые в июне 2023 года сообщили о снижении своих доходов за последний месяц, составила 32,6%.
Если исключить тех, кто ссылается только на изменение курса как причину снижения доходов, то доля снижается до 30%, а если исключить и рост цен — до 22%. Самые высокие темпы снижения доходов без учета влияния курса и цен наблюдались у следующих групп людей:
■ с изначально низким доходом и неквалифицированные рабочие,
■ самозанятые и предприниматели,
■ занятые в IT.
На рынке труда, как и прежде, сохраняется парадоксальная ситуация. С одной стороны, доля тех, кто потерял работу в последнее время, находится на среднем уровне 3,3% (снижение на 0,4 п.п.). При этом уровень потери работы среди друзей и знакомых — 17,9% — всё ещё высокий, но наметился тренд на снижение.